Мир недвижимости

Всё полезное о недвижимости

Вы находитесь здесь: Главная - Без рубрики - Груз поврежден/похищен. Что грозит водителю?


Груз поврежден/похищен. Что грозит водителю?

Водитель автотрейлера, проезжая под низким мостом в городе Перт, Шотландия, буквально «расплющил» крыши новеньких Range Rover. Повреждения можно оценить по фото — мощные премиальные внедорожники после столкновения с железнодорожным мостом вмиг превратились в кабриолеты.

Человеческих жертв нет, если вынести за скобки моральное состояние водителя. Хотя в Европе товары такого класса страхуют в обязательном порядке. Следовательно, сам водитель заплатит только штраф за невнимательное вождение, затем авто поступят к получателю — в дилерские центры, и далее уже дилеры будут разбираться со страховой компанией. Обратите внимание на повреждения груза!

Совсем иначе развивалась бы ситуация в России, где принято ничтоже сумняшеся подписывать договор о полной материальной ответственности водителя за перевозимый груз. Итогом ситуации как с Range Rover стали бы выплаты штрафов длиной в полжизни.

Давайте посмотрим, как решаются ситуации, где груз поврежден или похищен во время перевозки.

Ответственность перевозчика за груз
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки предусматривает трехстороннюю ответственность. За груз отвечают его владельцы — отправитель и получатель (может быть одна и та же компания) и компания-перевозчик.

Ответственность перевозчика наступает с момента, как водитель принял груз и до сдачи груза получателю.

Превозчик отвечает за все действия и бездействия в процессе доставки груза — свои и посредников, которые привели к порче, утрате, повреждениям груза, утрате товарных характеристик и т.п.
В интересах перевозчика доставить груз вовремя в полном объеме и без повреждений.
Во время самого рейса за груз несет ответственность водитель как представитель компании грузоперевозок.
Чтобы снять с себя ответственность за груз, грузоотправитель может опломбировать груз в присутствии представителя и как правило перевозчика (водителя). Отметка о пломбе делается в сопроводительных документах и подтверждается подписями присутствующих при этом процессе лиц.

Чтобы избежать негативных финансовых последствий, перевозчик может застраховать груз или свою гражданско-правовую ответственность перед клиентом.

Грузоотправитель или грузополучатель тоже могут страховать груз, и в этом случае страховая скорее всего возместит его стоимость вне зависимости от причин утраты груза.

При этом следует знать, что:

страховая компания выплатит владельцу груза компенсацию по договору страхования ответственности перевозчика только в том случае, если вина перевозчика в порче/утрате груза будет доказана
страховать ответственность перевозчика также бесполезно в случае угона машины, например — логичнее страховать груз
если груз страхует только перевозчик, ответственность за его сохранность с отправителя (владельца груза) снимается
отдельные владельцы груза страхуют товар не полагаясь на сознательном перевозчиков, то есть страхователь может не знать о наличии еще одного страхователя — и это законно
водитель может не знать о реальном положении вещей в плане страхования груза. Вот почему так важно выбирать работодателя.
b636c00dc78826479fb4cc5454fc6462

Примерный перечень рисков, которые страхует владелец груза:

повреждение или утрата перевозимого товара
финансовые потери, связанные с утратой товара
гибель товара в связи с не зависящими от действий перевозчика или грузовладельца явлениями типа природных катаклизмов
аварии, которые ведут к порче товара
ненадлежащее осуществление сохранности груза, ведущее к его пропаже
несоблюдение температурного режима, сроков доставки и других условий перевозки
Причем каждая страховая компания может формулировать и понимать риски по-своему, дополнять стандартный перечень. Есть риски, которые страхуются по желанию заказчика и риски, которые не застрахуют априори.

Если груз утрачен или поврежден по причинам, которые выходят за обозначенные в договоре риски, страховая компания имеет право деньги не возвращать — а расследование обстоятельств может тянуться до года.

Примерный перечень рисков, которые позволяют страховой не выплачивать страховку:

грузу нанесен ущерб умышленно, по сговору
в случае военных конфликтов
по прибытии груза обнаружена недостача при целых пломбах
транспортное средство не соответствует словиям транспортировки товара
груз потерял товарный вид, истек срок его годности, произошла усушка товара
Когда перевозчик (не) виноват
Конвенция о договоре международной перевозки грузов при этом предусматривает презумпцию вины перевозчика. Как правило, перевозчик отвечает в полной или частичной утраты или повреждения груза, которые происходят с момента принятия груза (подписания водителем акта приемки и CMR) и до момента его сдачи. Также перевозчик отвечает за просрочку в доставке груза.

И единственный шанс избежать штрафов и ответственности — доказать отсутствие своей вины. То есть доказать дефектность груза или наличие обстоятельств и их последствий, которые перевозчик (водитель) не смог предотвратить.

Есть два случая, когда с перевозчика снимается ответственность за то, что при доставке груза обнаружились его повреждения, недостача или груз в принципе не попал к получателю.

Первый случай — когда перевозчик доказывает, что повреждение, порча или утрата груза возникли по вине отправителя или получателя. Например, из-за срывов срока отправки/приемки товара не по вине перевозчика, из-за того, что товар испортился в негерметичной таре или при неправильной упаковке и т.п. В этом случае возмещать ущерб перевозчик не будет.
Другой случай обозначается формулировкой «наступление обстоятельств непреодолимой силы». К таким относятся природные катаклизмы, военные действия и т.п. То есть это такие обстоятельства, вред от которых невозможно ни предвитель, ни предотвратить, а сам ответственный при этом принял все меры, чтобы защитить груз (см. примеры).
Big Trucks wallpaper 1366×768 085

В большинстве случаев ответственность за порчу/недостачу груза во время его транспортировки несет перевозчик, и доказать его невиновность очень сложно. Скользкую и оценочную формулировку «обстоятельства непреодолимой силы» судебная власть толкует по-своему, часто это кажется нелогичным.

Если дело с порчей или кражей груза доходит до суда, ответственность перевозчика там тоже рассматривается весьма специфично:

часто в судебных разбирательствах она устанавливается в зависимости от наличия его вины в инциденте (в отличие от ответственности владельца груза, ведь он с точки зрения юристов занимается предпринимательской деятельностью «на свой страх и риск»)
размер ответственности перевозчика ограничивается возмещением реального ущерба (в то время как под убытками понимается реальный ущерб + упущенная выгода, то есть неполученные из-за инцидента доходы)
законодательство предусматривает дополнительные основания, по которым перевозчик может быть осводожден от ответственности, вроде все тех же обстоятельств «непреодолимой силы».
Примеры судебных разбирательств
Правовые конфликты между владельцем груза и перевозчиком по возмещению убытка в связи с утратой или порчей груза — сложные с юридической точки зрения процессы. Стороны всегда по-разному трактуют обстоятельства.

Рассмотрим несколько примеров из нашумевших судебных разбирательств в России и Беларуси.

Ситуация: возгорание фуры как обстоятельство непреодолимой силы

В 2012 году Высший Арбитражный суд (ВАС) России возложил на перевозчика ответственность за груз, который сгорел в результате лопнувшей покрышки.

Дело было так: по дороге в розничную сеть «Ашан» фура попала в фантастическую аварию: кусок лопнувшей покрышки пробил топливопровод фуры. Вытекший бензин воспламенился и уничтожил машину вместе с грузом. Транспортная компания пыталась доказать невиновность вследствие форс-мажорных обстоятельств (автомобиль был полностью исправен, шина не вызывала подозрений и т.п.) — то есть таких обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть и предупредить.

Но ВАС не отнес возгорание фуры к обстоятельствам непреодолимой силы, посколько они «не отвечают признакам чрезвычайности и объективной непредотвратимости, невозможности устранения последствий».

1536698011 sud 2

Ситуация : ДТП не по вине водителя фуры

В ходе международной перевозки из Беларуси в Россию водитель фуры попал в ДТП. В результате груз был поврежден, с исковым требованием о компенсации ущерба в суд обратились владельцы груза к переводчику.

Проанализировав обстоятельства ДТП, суд решил, что в действиях водителя не было нарушений ПДД — в фуру въехал водитель легковушки, нарушивший скоростной режим. Это обстоятельство суд признал форс-мажорными, то есть водитель фуры не имел возможности их предотвратить. Ответчик, транспортная компания, был особожден от ответственности.

Ситуация: похищение груза

Фура с грузом была доставлена к получателю, но до начала работы магазина оставалось полтора часа. Водитель сворачивает с улицы, чтобы найти место для разгрузки, глушит двигатель, стучит в ворота. Садится в кабину и ждет открытия магазина. Тут двери кабины открываются, в нее садятся двое злоумышленников, угрожают водителю. В это время их пособники похищают часть груза.

Водитель сообщает в полицию о произошедшем только спустя 45 минут с телефона в магазине, так как не сумел позвонить в полицию со своего мобильного — в другой стране «не знал, как это делается».

Суд признал перевозчика виновным, потому что тот (в лице водителя) не проявил должной заботливости о грузе — должен был знать о криминогенной ситуации по автоперевозкам в РФ, о подобной схеме хищений грузов, должен был находиться в закрытой кабине (мог подать звуковой сигнал, привлечь внимание). Должен был знать, как оперативно вызвать полицию, чтобы злоумышленников оперативно задержали.

В порче/утрате груза виновен перевозчик. Что будет водителю?
Если вина перевозчика доказана и ему предстоит компенсировать ущерб владельцу груза, судьба водителя, который попал в ДТП или столкнулся с кражей и другими обстоятельствами, туманна.

Потому что в зависимости от оформения трудовых отношений с работником компания может требовать возмещения ущерба с водителя, удерживая с его официальной зарплаты причитающуюся по суду сумму (даже если тот сменил место работы).

Считается также, что материальная ответственность водителя за груз может и не прописываться в условиях трудового договора или договора подряда, а наступает автоматически с момента подписания всех сопроводительных документов на груз: ТТН, доверенности, акта приема-передачи и т.п.

В вопросе возмещения ущерба за поврежденный автомобиль или испорченный (украденный) груз обнаруживается колоссальное различие в подходах к работе водителя-дальнобойщика в России и Европе.

Дикие нравы

Если расспросить дальнобойщиков, которые работают на отечественных перевозчиков, окажется, что во многих российских компаниях возмещение водителями затрат на ремонт фур после ДТП — повсеместная практика.
Более того — нередки случаи мошенничества, когда за застрахованную по КАСКО и поврежденную в аварии фуру перевозчик получает деньги дважды — от страховой и от водителя.
Или дикие случаи судебного разбирательства, когда после аварии и при условии трудового договора, который предусматривает материальную ответственность водителя, с него в качестве компенсации ущерба удерживают часть зарплаты — но не с официальных выплат, а с «серой» части. А после погашения долга выставляют счет снова, подав иск в суд.
Никого не удивляет, когда российский дальнобойщик обнаруживает, что во время движения что-то сломалось и лезет самостоятельно смотреть и разбираться в устройстве машины и прицепа. В то время как у водителя, работающего на европейскую компанию, может даже «запаски» не быть — колесо при необходимости поменяет сервисная служба.
И как мантра передается что «дальнобойщик несет полную ответственность за груз — все испорченное, украденное, сломанное оплачивает водитель». И пачками подписываются документы о полной материальной ответственности за груз (!) водителя (!). При этом зарплаты несопоставимы с долговым ярмом, случись что не по протоколу поездки.
Цивилизованный запад

В странах ЕС автомобиль — рабочее место водителя. Водитель несет ответственность только за сохранность и поддержание рабочего состояния автомобиля. При ущербе от третьих лиц (кража, например), водитель не несет никакой ответственности. Разумеется, если речь не о его соучастии.
Страхуется груз по системе CMR в обязательном порядке. Страхуется автомобиль.
Водитель, даже будучи виновным, будет отвечать только за факт инцидента и облагается штрафом за нарушение ПДД или правил стоянки фуры, например. Но возмещать ущерб из своего кармана за поврежденный товар или автомобиль в развитых странах — нонсенс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *